Пятница, 03.05.2024, 05:31
Каникулы с пользой!

 ОЛ "Экодом" (СШ№15)

Меню сайта
Форма входа
Поиск

На базе ГУО «Средняя школа №15 г. Лиды» с 1июня по 24 июня 2015 года работал пришкольный лагерь  эколого-экономического направления с дневным пребыванием «ЭкоДом». Срок работы лагеря  составлял 18 дней. Лагерь посещали 141 человек в возрасте от 6 до 13 лет включительно. Были организованы 7 отрядов  с  учетом возраста детей.   К началу лагерной смены был разработан план воспитательной работы для детей, нуждающихся в оздоровлении под названием «Лето  на пользу», где четко определены цели и задачи лагеря.

Цель  воспитательной работы:

  • всестороннее развитие личности ребёнка, раскрытие его
  • способностей на основе реализации интересов и потребностей.

Задачи:

  • осуществлять процесс социализации личности на основе физического и психологического здоровья;
  • создать в лагере условия для сотрудничества, содружества, сотворчества:
  • сохранять и укреплять здоровье детей, воспитывать у них потребность в здоровом образе жизни;
  • воспитывать любовь к Родине, к её истории, традициям, чувство гражданственности и патриотизма;
  • формировать экологическую культуру, социальное поведение, активную жизненную позицию, чувство личной ответственности за состояние природы родного края.

Предполагаемый результат:

  • Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья.
  • Укрепление физических и психологических сил детей, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.
  • Развитие коммуникативных способностей воспитанников.
  • Повышение творческой активности детей путём вовлечения их в социально-значимую деятельность.
  • Приобретение новых знаний и умений в результате занятий в кружках.
  • Расширение кругозора детей.
  • Повышение общей культуры воспитанников.
  • Личностный рост участников смены.
  • Укрепление связей между разновозрастными группами детей.

Начальник лагеря осуществлял общее руководство лагеря:

  • контроль за правилами внутреннего распорядка;
  • проведение инструктажей с работниками лагеря по правилам безопасности;
  • контроль за качественным и полноценным питанием детей;
  • созданием необходимых условий для проведения воспитательной и спортивно-оздоровительной работы.

В лагере были созданы условия, обеспечивающие непрерывность и преемственность образовательного  процесса, полноценный отдых  воспитанников с целью укрепления  физического и психического   здоровья, развития   их творческогопотенциала.

 В основу реализации плана воспитательной  работы лагеря «ЭкоДом» были заложены следующие направления:

  • Гражданско-патриотическое и национально-патриотическое направление.
  • Познавательная  деятельность.
  • Спортивно-оздоровительная деятельность.
  • Экологическая деятельность.
  • Коммуникативное взаимодействие.
  • Трудовое воспитание и профориентационное просвещение.
  • Музыкально-эстестическая деятельность.
  • Досуговая деятельность.
  • Обучение энергосбережению и ресурсосбережению.

План мероприятий в лагере был разработан на дифференцированной основе. Создано 7 отрядов различного направления.

1 отряд «Светлячок» – ботаническое;

2 отряд «Гномики-экономики» – ресурсосбережение;

3 отряд «ООН» - энергосбережение;

4 отряд «Росток» –зоологическое;

5 отряд «Лучик» - трудовое;

6 отряд «Муравейник» –волонтёрское;

7 отряд «Радуга» -волонтёрское.

Пришкольный лагерь «ЭкоДом» - педагогическая система, организованная по принципу самоуправления. Ежедневно проводился Городской совет – сбор лидеров каждого отряда для обсуждения итогов и результатов, обмена информацией. В каждом отряде были избраны лидеры в советы, спорта и здоровья, чистоты и порядка, массовых дел, канцелярии. Каждый ребёнок мог в течение смены переизбираться или остаться на полный срок.

Создавались условия для самореализации личности ребенка и его активного отдыха, удовлетворения потребностей и запросов. Приоритет отдавался  образовательному, деятельностному и личностному подходам, принципам демократичности отношений, сотрудничеству и сотворчеству.

План воспитательной работы  реализовывался  через развитие  творческого потенциала и  способностей детей. Заявленные формы работы способствовали реализации поставленных целей, развитию креативности мышления, фантазии, активизации творческого процесса: шоу-программа «Минута славы», конкурсная программа «Мисс лагеря», фестиваль искусств «Созвездие талантов»,  тематические дискотеки, конкурс экологической моды, концерт «Лето на здоровье!»,  конкурс плакатов  «Живи, родник!»,  конкурс рисунков на асфальте «Зелёная планета», стартинейджер «Веселое лето», конкурс социальной рекламы «Выбор есть!», работа  объединений по интересам, работа в пресс - центре ( выпуск листовок «ЖиРаФа», «Герой дня», «Притча дня»).

Формирование культуры  здорового образа жизни и спортивно –оздоровительная деятельность  - являются важнейшими составляющими воспитательной работы по сохранению и укреплению физического, психического и нравственного здоровья детей и подростков. В лагере приоритет отдавался созданию здоровьесберегающей среды, направленной на формирование ответственного отношения к своему здоровью и здоровью других как важнейшей ценности, формированию гигиенической культуры  воспитанников .

В целях осуществления систематического контроля за организацией двигательного режима в лагере ежедневно проводились: утренняя зарядка, подвижные игры на свежем воздухе, спортивные часы, весёлые эстафеты, соревнования, турниры.

Формированию временного детского коллектива, развитию  физических качеств, командному сплочению  способствовали  такие мероприятия, как подвижная игра «Два капитана», эстафеты   «Вас вызывает спортландия!»,  «Друзья природы», «Весёлые старты», «Зоологические забеги», «Знания, умения – найдут применение», спортивный час «Движение – это жизнь», спортивные состязания «Настоящие парни», «Лето – пора спортивная!»,  игровая программа «Состязание здоровячков», «Мы - за ЗОЖ!», турнир «Кожаный мяч», спортивная игра «Пионербол», игра по станциям «Мы – разные, мы - равные», турнир по шашкам «Думай, смекай, побеждай!», конкурсная программа «День рекордов».

С целью формирования навыков ЗОЖ и профилактики вредных привычек была организованы   встречи  с врачом-валеологом А.А. Калябкиным: круглый стол «Ответственность за поступки», ток-шоу «Здоровье без лекарств – это уже реальность»,  час общения «Познаём мир вокруг»; конкурсная программа «Выбор есть!  Питаемся классно!», проведена акция «Стоп –табак!», операция «В гармонии с природой».

Гражданско-патриотическое и национально-патриотическое направление.

Деятельность по направлению гражданско-патриотическое и национально-патриотическое воспитание  была направлена на получение и систематизацию знаний об историко - культурных и исторических достопримечательностях Беларуси и родного города, создавались ситуации и условия, которые позволяли воспитанникам проявлять свои патриотические чувства и формировать активную гражданскую позицию,   самосознание, готовность сознательно выполнять гражданские обязанности, уважать законы страны и изучать героическое прошлое.

         Составляющими  акций «Беларуская кніга ў кожны дом», «Спасибо солдатам Победы за то, что не знаем войны» являлись мероприятия: «Белорусская книга в каждый дом» экскурсия в Лидскую детскую библиотеку (в рамках республиканской акции), встреча с молодой поэтессой Лидчины Симончик Е.Н.,  участие в игровой программе «Праздник солнечного лета» ГУК «ЛРБ им. Я. Купалы» (участие в конкурсной программе «Лето и книга»),  игра –путешествие «Беларусь мая, сiнявокая»,  экскурсии «Берем начало от Гедемина», «Археологические находки Лидчины», пионерские акции (волонтёрский отряд «Милосердие») «Память», «Долг», час памяти «Никто не забыт, ничто не забыто» (посещение ветеранов ВО войны Лабутина В.И., Мычко Н.В.), экскурсия (участие в Едином дне правоохранит. органов, демонстр. спецтехники, вооружения, возм. служебн. собак) «Профессия настоящих мужчин» в Лидский пограничный отряд, воспитательный час «Я – грамадзянін РБ».

Формированию правовой культуры и профилактике правонарушений способствовало участие воспитанников  в работе органов самоуправления,  оформление уголка правовых знаний. При подготовке мероприятий по правовому просвещению детей и подростков педагоги использовали информацию Детского правового сайта (www.mir.pravo.by).

 Особый интерес вызвали интерактивная игра «Маленькие граждане большой страны», викторины «ПДД», «Это должен знать каждый», «Я - пешеход», круглый стол «Правовая азбука», референдум «Маленькие граждане большой страны» , встреча с инспектором  ИДН Буткевичем  О.Т. «Мы в ответе за свои поступки».

Организация  трудовой деятельности включала операцию  «Что нам стоит дом построить!», трудовой десант «Судебный процесс над мусором»,  пионерскую акцию «Мусору –бой», «Создадим красоту своими руками», выставку работ «Вторая жизнь вещей», «Друзья Берегоши».

Мероприятия  по энергосбережению  были направлены на воспитание у каждого воспитанника чувства хозяйственности, стимулирование экономии и бережливости. Были оформлены наглядно – агитационные стенды «Мы – бережливые граждане своей страны», «Экономия  -  забота каждого», воспитателям  предлагалась методическая копилка по данному направлению.  Стали традиционными информминутки «А ты не забыл выключить свет?», «Бережливость в ЭкоДоме», «Вторая жизнь вещей», «Сказки о бережливости», «А ты не забыл выключить свет?», «Не дай капельке упасть», «Экономия - забота каждого», «Природные богатства Беларуси».

В лагере постоянно осуществлялась работа по формированию, развитию и укреплению мотивации детей к активному участию в экологической деятельности по защите окружающей среды и расширению экологических знаний. С этой целью использовались следующие формы работы: информминутки «Мы сохраним нашу землю», «Пионерия в борьбе за экологию», «Земля – колыбель человечества» (в рамках Международного дня окружающей среды), «Экология - забота каждого», игра «Голубые просторы», праздник «Земли моей лицо живое», акция по раздаче зелёных листовок  «Береги и охраняй окружающий мир», экотоп « Лес», экскурсия «Водоём», экотоп «Парк», пешая прогулка «Тропы здоровья», выпуск экологической листовки «ЖиРаФа» «Живи, родник!», конверт дружеских вопросов на тему «Природа – наш дом», рефлексивный круг «Моё путешествие по экологическим тропинкам».

Данные мероприятия носили познавательный характер и содействовали выполнению образовательной функции в период оздоровления.

Мероприятия, в которых дети могли проявить свои интеллектуальные склонности и интересы предполагали создание проектов, умение показать свои знания, умения работать с источниками информации, использовать и передавать полученную информацию, участие в тематических днях. Однако стоит отметить, что возникли трудности при организации проектной деятельности. Это обусловлено в основном тем, что контингент воспитанников, в основном, младший школьный возраст. А также нехватка времени для подготовки. В дальнейшем от проектной деятельности не стоит отказываться, необходимо продумать условия организации данной деятельности, выбор тематики, условия выполнения проекта

Важную роль в создании благоприятного социально -психологического  климата сыграли  социально-педагогическая и психологическая службы. Интерес у воспитанников  вызвали практические занятия «Психологическая азбука», «Космос моего отряда», тренинг «Мы  вместе», групповое занятие в форме соревнования «Азбука этикета», просмотр ролика от вреде курения, практикум «Я и моя семья», игра «В дружбе сила». Основные направления воспитательной работы: социальное взаимодействие, преодоление стрессовых ситуаций, коммуникативная деятельность, разработка памяток для родителей.

С целью обеспечения безопасности жизнедеятельности детей и подростков в летний период в лагере проводились профилактические мероприятия по правилам дорожного движения и пожарной безопасности: час общения «Ты - пешеход» с инспектором ОГАИ Кирильчуком П.В., встреча-диалог с сотрудником МЧС, экскурсия на спасательную  станцию, создание  уголков безопасности в отрядах, разработка памяток для родителей.

При планировании воспитательной работы должное внимание было уделено созданию системы детского самоуправления,системы стимулирования успешности и личностного роста, поскольку это дает реальную возможность детям проявить себя в организации социально значимой коллективной деятельности, воспитать лидерские качества.

В лагере были проведены следующие мероприятия:  создание «Банка идей и предложений», выборы лидеров, представителей в Городской Совет, ролевая игра «Давайте познакомимся».

 Оздоровительный лагерь активно сотрудничал с ДК железнодорожников(тематические дискотеки),  РЦТДиМ (игровая программа «Капитан Врунгель. Путешествие на Южный полюс»), РЦЭДиМ, Лидской районной библиотекой им. Я. Купалы, Лидской детской библиотекой, Лидским историко художественным музеем, ГП «Лидакиновидеосеть» (просмотр видеофильмов в формате 3D).

Мероприятия, проводимые в лагере, способствовали обогащению ценностного мира ребенка, способствовали удовлетворению потребностей в общении, развитию нравственного опыта и позитивного взгляда на жизнь. Ведущим видом деятельности в ДОЛ была игра, поэтому  в работе с детьми использовались такие формы, как игровые и познавательные программы, аукционы идей, творческие мастерские, деловые и ролевые игры, групповые занятия, тренинги и др.

На базе лагеря функционировали следующие объединения по интересам «Краски лета», «Весёлые нотки», «Юный эколог», «Занимательная информатика», «Вторая жизнь вещей», «Балтунишка». Воспитанники с увлечением и интересом посещали занятия. Однако руководителям  следует внимательней подходить к планированию работы объединений, адаптируя их работу к возрасту детей, их запросам. Следует разнообразить  выбор объединений по интересам для максимального охвата воспитанников.

На протяжении смены велась работа с педагогическими кадрами. Проводились ежедневные планерки, методические диалоги, круглые столы, консультации на темы «Современные формы воспитательной работы в лагере», «Формирование лидерских качеств», «Проектная деятельность», «Этапы осуществления коллективного творческого дела».

Пролетели 18 дней яркого, веселого, задорного ребячьего лета. Каждый день был наполнен увлекательными, познавательными мероприятиями.  Каждый день ребята отмечали свое настроение. В конце дня они наклеивали на экран настроения росинку определенного цвета, соответствующую своему настроению: отличное, спокойное, грустное. Благодаря комплексному подходу к развитию и воспитанию детей  воспитательная работа в лагере открыла огромный простор для творческой инициативы и самодеятельности всего детского коллектива, способствовала всестороннему развитию современной личности с учетом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей каждого ребенка.

«Наш лагерь – лучший». Праздничная линейка звала всех на закрытие лагерной смены – 2015 и подведение итогов отдыха в лагере. Самые активные были награждены грамотами. А концерт создал тёплую атмосферу прощания с лагерем. Юные артисты порадовали всех своими выступлениями.

Мы такие разные, но нам так интересно вместе!!!