Пятница, 03.05.2024, 03:40
Каникулы с пользой!

 ОЛ «РМиД» (СШ 16)

Меню сайта
Форма входа
Поиск

Государственное учреждение образования

«Средняя школа №16 г. Лиды»

 

Оздоровительный лагерь «РМиД»

 «Дорогами войны – дорогами Победы»

2015 г.

 

 

 

 

В целях организованного отдыха и оздоровления детей в СШ № 16 в летний каникулярный период с 01.06. 2014 г. по 24.06.2015 г. был открыт оздоровительный лагерь «РМиД» с дневным пребыванием детей и охватом 128 учащихся шести-одиннадцати лет. Из них:

учащихся 1 - 4-ых классов — 110;

учащихся среднего звена — 18.

Из них:

-  детей на опеке — 1;

- детей из многодетных семей — 3;

- из приёмных семей – ;

- из неполных семей – 15 ;

- детей инвалиды — 2;

-  детей с ОПФР — ;

- детей находящихся в СОП  -1;

- детей, у которых родители инвалиды – .

Для полноценного творческого запоминающегося и развивающего отдыха детей руководство и актив лагеря «РМиД» планировали свою деятельность, отвечая на вопросы: Что? Где? Когда? Кто? Как? Сколько стоит? Это позволило разработать эффективный план работы на смену соответствующий следующим требованиям:

—         чётко обозначенная цель была подкреплена действиями, направленными на её достижение;

—         мероприятия выстроены в определённой логической последовательности и согласованы между собой по времени проведения и содержания;

—         обозначены привлекаемые ресурсы (методические, творческие, материально-технические, кадровые);

—         продуман ряд дублирующих мероприятий на случай сбоя основных.

В целях уточнения и конкретизации планируемых действий был соблюден ряд условий:

ü   организационных (создан координационный совет);

ü   финансовых;

ü   мотивационных (продуманы действия, направленные на развитие заинтересованности исполнителей решения задач);

ü   нормативных (предусмотрено наличие необходимой документации: журнал инструктажа по технике безопасности и охране жизни и здоровья детей; журнал инструктажа по профилактике травматизма и предупреждению несчастных случаев с детьми; планы воспитательной работы; бракеражный журнал; план воспитательной работы кружков; журнал регистрации приказов и распоряжений; АКТ об открытии лагеря райЦГЭ, учёт детей и сотрудников, правила внутреннего распорядка, график работы воспитателей и вожатых лагеря, план работы СППС службы, план работы с активом лагеря, педагогические дневники отрядов, дневник старшего воспитателя, должностные обязанности сотрудников лагеря и др.).

Руководствуясь Положением об оздоровительном лагере, где выделены основные цели и задачи, принципы такого учреждения, как летний оздоровительный лагерь, рассмотрены организация и основы деятельности, обязанности работников лагеря, приказом управления образованием Лидского райисполкома, принимая во внимание концепцию детского досуга, программу «Каникулы», разработанную С. А. Шмаковым и его коллегами, мы сформулировали основные задачи воспитательной работы оздоровительного лагеря:

—   сохранение и укрепление здоровья детей, формирование знаний и умений по его охране и укреплению;

—   приобщение детей к разнообразному социальному опыту современной жизни;

—   формирование представлений о себе, как о субъекте белорусского общества и на этой основе формирование гражданственности,  патриотизма и национального самосознания, социально ценных и личностно значимых качеств личности каждого ребёнка, опыта, культурного поведения, эмоциональной сдержанности, культуры чувств, самовыражения;

—   формирование экологической культуры, навыков бережного отношения к окружающей среде;

—   воспитание ответственности, гуманности, способности к сотрудничеству, нравственности, чувства милосердия, добра, взаимопомощи, сострадания и т.д.;

—   создание условий для творческой активности, развития интеллектуального потенциала каждого ребенка;

—   содействие  сплочению, объединению детей с учётом их интересов, склонностей и возможностей. А также другими нормативными актами, рекомендованными Министерством образования РБ.

Из сотрудников школы была создана творческая группа учителей-единомышленников, которые могли «зажечь» интересной работой всех вокруг себя. Многие из воспитателей работали в нашем лагере не первый год. Благодаря своему опыту, наличию замечательной методической базы, эти люди старались с первых дней работы сплотить ребят в дружный коллектив, заинтересовать, вовлечь их в содержательную разностороннюю деятельность, чтобы первый месяц каникул стал для них незабываемым. С этой целью во время организационного периода было проведено анкетирование желаний воспитанников с целью выявления и учёта их увлечений, интересов, мнений по проведению коллективных дел и мероприятий в отряде, лагере. На первых сборах отрядов и лагеря обсуждены и учтены предложения детей по проведению отрядных и лагерных мероприятий, составлены планы работы отрядов и лагеря на смену.

При составлении  планов, благодаря должному кадровому обеспечению (наличию опытных физруков (Назаровой Т.С.), социального педагога, психолога, музработников (Кедык И.И., Гудей Ж.Б.), организатора массовых мероприятий (Смаглей.Е.П., Корево Г.Л., Пасканова Т.В., Чилек Ж.Н.) опытных воспитателей и материально-техническому обеспечению (наличию игротеки, видеотеки, библиотеки, комнаты психологической разгрузки, кружковых помещений, игровых площадок, стадионов, спортзалов, теннисного зала, предоставление в распоряжение лагеря достаточного спортивного снаряжения), предусмотрена:

—   воспитательная работа с учащимися данного возраста;

—   с детьми девиантного поведения;

—   работа с родителями;

—   индивидуальная работа с детьми-инвалидами;

—   взаимодействие с учреждениями культуры, спорта;

—   организация спортивно-оздоровительной работы;

—   организация познавательных, трудовых, оздоровительных, развлекательных мероприятий;

—   организация экскурсий.

Оригинально оформлены отрядные уголки, в которых имели место следующие рубрики: название отряда, девиз, речевка, песня, эмблема, список детей и их увлечений, чередование творческих поручений, план работы отряда на смену, копилки добрых дел, запомнившихся событий, листовки «Сегодня в отряде» и  «Наше настроение».

В каждом отряде велись педагогические дневники с данными о членах отряда, их интересах, поручениях, а также домашний адрес, сведения о родителях, особые даты, медицинские показания, результаты наблюдений и анализ дня с предложениями по совершенствованию работы, содержание дел дня.

Бодрому, радостному, мажорному ладу жизни ребят лагеря способствовала постановка перспектив и образования традиций соответственно каждому из 5-ти  мини-проектов. А это в свою очередь способствовало особой атмосфере, основными чертами которой явились:

—   психологический комфорт для каждого;

—   высокий уровень общения;

—   эмоциональный и творческий подъём;

—   острое переживание чувства «Мы»;

—   возникновение гуманных отношений.

Дети легко включались в деятельный процесс по заданным направлениям,  в которых очень просто создавались правила поведения, законы, традиционные моменты жизни лагеря.

 

В основу воспитательного процесса школьного оздоровительного лагеря положена идея путешествия  по РБ времен Великой Отечественной войны «Дорогами войны – дорогами Победы» состоящем из 5 станций. Взрослые стремились пробуждать у детей стремление к собственной разнообразной творческой и исследовательской деятельности, поэтому весь воспитательный процесс лагеря имел высокий воспитательный потенциал, вовлекал детей в систему активной деятельности, отношений, общения. В результате творческой совместной деятельности детей и взрослых мы достигли устойчивого позитивного результата: вооружили ребят знаниями о временах Великой Отечественной войны, героях войны, пионерах- героях, вкладе в Победу жителей и защитников г. Лиды и др, а также способствовали формированию навыков в различной сфере человеческогобытия,  в формировании социально ценных норм и привычек,.

Название каждой станции по тематике соответствовало одному из мини-проектов, каждый из которых ребятам вместе с воспитателями нужно было реализовать. А начало лагерной смене положил проходящий в организационный период мини-проект  «Здравствуй, РМиД!». В этот период мы позаботились о том, чтобы ребята и  отряды активно включились в игровой проект смены, познакомили ребят  в игровой форме с Уставом лагеря, его законами, режимом дня, правилами безопасного поведения в лагере. Для того, чтобы ребята как можно безболезненнее познакомились была  проведена игровая программа  «Будем знакомы!», которая состояла из игр на знакомство «Миксер», «Оборона», «Б-И-Н-Г-О», КТД «Поделись улыбкою своей». В отрядах были избраны органы самоуправления, оформлено отрядное место. Воспитанники посетили развлекательную программу в ГДК, приняли активное участие в празднике Детства, который проходил в городском парке, поучаствовали в совместном проекте с образцовым детским коллективом из д. Минойты в спектакле «Муха-цокотуха». А проведенный конкурс «Кричалок» способствовал  тому, что каждый режимный момент начинался и проходил в бодром мажорном настроении. Завершился мини-проект праздничным концертом   «РМиД- это я, это ты» и конкурсом «Визитка отряда» (название отряда, девиз, речёвка, песня, эмблема …). (Ф.1-8)

В ходе пребывания  на станции «Со времён тех давних…»  был реализован одноимённый мини-проект в ходе которого ежедневно в отрядах проводились информ-дайджесты «Брестская крепость-герой», «Город-герой Минск». Ребята узнали о мужестве белорусских солдат, защищавших Брестскую крепость и самопожертвовании белорусского народа во время Великой Отечественной войны. Ребята приняли участие в конкурсе рисунков  «Идёт война народная», в конкурсе песен военных лет «Угадай мелодию».

По итогам проведённой работы было проведено общелагерное мероприятие в форме театрально-музыкальной постановки «Мы- защитники».(Ф.9-12)

В ходе реализации мини-проекта «В памяти останутся их имена» ребята посетили выставку Лидского историко-художественного музея «Мемаряльны пакой Валянцiна Таўлая», где с детьми было проведено занятие « Неизвестное об известном», во время которого они узнали много нового о событиях Великой Отечественной войны, происходивших на территории Гродненской области. В конце занятия их угостили чаем из «солдатских кружек»  с сухарями.    Также была проведена экскурсия в библиотеку, филиал № 6 по теме «Произведения белорусских писателей о войне». Ежедневно в отрядах проводились информ- дайджесты «Герои войны» (П. М. Машеров, Н. Ф. Гастелло, П. И. Куприянов); «С горячим сердцем внутри»(пионеры-герои). Ребята участвовали в создании устного журнала «Улицы моего города»

По итогам пребывания на данной станции, учащиеся оформили отрядные уголки «Мы помним героев Великой Отечественной войны» и фотовыставку «Семейный альбом», самые активные ребята были награждены призами и грамотами. (Ф.13-16)

Мини-проект «Беларусь партизанская» предполагал пребывание на станции под таким же названием,  в ходе пребывания на которой ребята посетили памятные места города, приняли участие в акции «Помоги ветерану», совершили поход на Курган Бессмертия, Ежедневно в отрядах проводились информ-дайджесты «Знаменитые имена Лидчины», они помогли ребятам расширить свои знания о партизанах и их действиях во время войны, а также их вкладе в Победу над жестоким врагом.

Результатом реализации данного мини-проекта явилась виртуальная экскурсия «Они сражались за Родину».(Ф.17-18)

Путешествуя по станции «Безмолвные свидетели войны» молодое поколение, не знавшее ужасов Великой Отечественной войны, узнало, как люди сохранили в мирное время память о героизме советских солдат, значимых событиях, происходивших в годы Великой Отечественной войны. Ребята приняли участие в экскурсии по историческим местам города Лиды, возложили цветы к памятнику воинов-интернационалистов на Кургане Бессмертия, благоустроили территорию памятника неизвестного солдата в парке д. Горни, и памятник неизвестному солдату в д. Горни, участвовали в конкурсе пословиц о войне «Нам завещаны память и слава», провели спортивный праздник «Зарничка». В школьной библиотеке прошёл библиотечный час «Война на страницах книг». Ребята Во время реализации данного проекта проводились информ-дайджесты» Курган Славы», «Колокола Хатыни»

 Завершилось путешествие по станции  коллективным творческим делом «Когда говорят пушки, музы не молчат», на котором дети познакомились с песнями данного периода и историей их создания. По истечение трёх дней отряды представили свои кластеры «Память о Великой Отечественной войне - это…». (Ф. 29 – 32)

Заключительный  мини-проект «Под мирным небом Родины» включил в себя мероприятия, которые рассказывают о жизни Лидчан в мирное время. Ребята посетили Лидский  пограничный отряд, Дом Ремёсел, экологический центр и  Лидский замок, побывали в службе МЧС, была  организована экскурсия в музей трудовой славы Локомотивного депо. В рамках духовно-нравственного воспитания ребята посетили Храмы Александра Невского и Преподобного Сергия Радонежского. Познавательными и увлекательными стали викторина «Загадки тётушки Совы» и фестиваль детского творчества «Аукцион талантов», а удивило всех творчество и мастерство ребят и воспитателей отрядов во время показа мод из бросового материала «Маленький модельер».

 В завершение путешествия проведены рефлексия «Весы», «Пьедестал», «Пять пальцев», творческие отрядные презентации «Летопись отряда» (по итогам проекта, отрядные огоньки «До новых встреч!» (итоговый сбор). Конкурсно-развлекательная программа, посвящённая закрытию лагеря  «До новых встреч, РМиД!» прошла в дружеской атмосфере, каждый желающий смог поучаствовать в конкурсах, раскрыть свой талант. (Ф. 33 – 55)

В течение каждого дня в отряде в игровой форме подводились итоги
деятельности. За проявленные успехи дети получали  маленькую звёздочку
определённого цвета. За интеллект – голубую, за спорт- жёлтую, за творчество – зелёную, за трудовую деятельность-фиолетовую. 5 маленьких  звёздочек воспитанники имели право обменять на большую красную  звезду. Воспитателями в отрядах заполнялись таблицы учёта звёзд, а в конце каждой недели подводились итоги и количество больших звезд в отрядах фиксировалось в таблице «Наши достижения». На линейке награждался отряд, собравший наибольшее количество звёзд и самые активные ребята в каждом отряде.

Мы считаем, что цель работы лагеря, а именно оздоровление, воспитание и развитие детей, достигнута, задачи выполнены. 

В занимательной игровой форме были реализованы такие направления воспитания как гражданско-патриотическое, экологическое, трудовое, досуговое, познавательное, ребята расширили знания и умения по формированию навыков ЗОЖ. В течение всей лагерной смены организаторы лагеря, социально-педагогическая служба вместе с воспитателями вели школьников от станции к станции, способствуя формированию у ребят общечеловеческих духовных ценностей, закладывая в их душах выше перечисленные нравственные качества.

Ежедневное выполнение всех режимных моментов (зарядка, минутки здоровья, спортивные часы, игры на свежем воздухе, спортивные состязания между отрядами («Два капитана», мини-футбол, пионербол, спортландии, эстафеты, теннисный турнир, шашечные бои и др.), которые проходили в лагере, подарили ребятам не только здоровье, заряд сил, энергии, оптимизма, внесли в жизнь детей азарт и здоровое соперничество, но и научили правильно относиться к поражениям, ведь жизнь состоит не только из успехов, но и неудач, и нужно быть готовым к этом.

В рамках республиканской акции «Стоп – табак» было проведено общелагерное мероприятие «Курить – здоровью вредить», на котором ребята еще раз вспомнили о тех последствиях в организме, которые происходят после употребления  никотина, как у детей, так и у взрослых.

         Сохранности здоровья и жизни детей, развитию и укреплению навыков ЗОЖ, формированию  у детей и подростков культуры общения, мира и ненасилия, уважения к человеческому достоинству, общечеловеческих ценностей, выработку навыков бесконфликтного поведения, способствовали встречи с сотрудниками РОВД, инспектором ИДН.

Каждый день слышался ребячий  клич:

Ну-ка дружно, ну-ка, братцы,

За работу нужно браться!

Игры оставить на время мы можем,

Школе любимой немножко поможем!

Этими словами начинались ежедневные трудовые минутки. Ребятами лагеря были организованы: «книжкина скорая помощь», помощь школе в прополке газонов, в уборке территории школы, благоустройство памятника в деревне Горни и др.

В результате дети смогли ощутить пользу своих трудовых усилий, испытали радость от того, что их деятельность полезна окружающим. Труд для ребят был не менее привлекательным, чем игра, потому что в труде дети могли целенаправленно изменять предметы, преобразовывать окружение по собственному замыслу и плану, в труде они смогли проявить свою активность, фантазию, стремление к самостоятельности.

Деятельность социально-педагогической и психологической службы строилась согласно совместному плану, утвержденному 01.06.2015 года. С этой целью социально-психологической службой была подготовлена и апробирована программа коррекционных занятий, которая осуществлялась в рамках дневного лагеря.

Работа проводилась с помощью игровых методов, упражнений, проективных методов рисуночного и вербального типов, а также методов репетиций поведения.

Основной целью работы являлось социально-психологическое сопровождение воспитательного процесса, результатом которого является создание благоприятного социально-психологического климата как основного условия развития, саморазвития, социализации личности.

Данная цель достигалась через решение следующих задач:

1. Обеспечение социально-психологических условий для успешного развития творческих способностей и интересов детей, развитие их духовного и интеллектуального потенциала.

2. Создание социально-психологических условий для формирования адаптационных навыков и подготовки детей к жизни в обществе.

3. Осуществление социальной опеки и защиты прав детей, особенно находящихся в трудной жизненной ситуации.

4. Изучение социально-психологических проблем воспитательной деятельности, стиля руководства учебно-воспитательным процессом, выявление ошибок с целью предотвращения их негативного влияния на жизнедеятельность лагеря.

Основными направлениями в работе были:

-           Информационно-просветительское и профилактическое;

-           Консультативное;

-           Диагностическое;

-           Коррекционное.

В рамках информационно-просветительской и профилактической работы с воспитанниками, специалистами СППС были проведены мероприятия, направленные на:

-         создание атмосферы доброжелательности, развитие умений сотрудничества в процессе творческой деятельности, воспитание толерантного отношения к товарищам по отряду, чувства взаимопомощи (игры на сплочение, игровые программы «Мы веселые ребята», «Хоровод дружбы», урок-тренинг «Дружный ли наш отряд» и др.);

-         формирование культурно-нравственного поведения в коллективе (час психолога «Уважение», «Доброта», беседа с элементами диспута «О дружбе, товариществе», занятие «Отворите волшебные двери добра, доверия и вежливости» и др.);

-         формирование потребностей соблюдать принципы здорового образа жизни (занятие «Вся правда о курении», игра-практикум «Здоровье – это такое счастье»,  игра-путешествие «Береги здоровье смолоду», Тренинговая игра «Путешествие по городу Здоровейску» и др.);

-         пропаганду правового воспитания, воспитание гражданственности у подрастающего поколения (брейн-ринг «Законы писаны для всех», беседа «Права и обязанности в семье» и др.).

Службой СППС в период деятельности пришкольного летнего лагеря был организован консультационный пункт для родителей и педработников школы, с целью получения дополнительной информации по следующим вопросам: «Как на самом деле любить своих детей», «Теплота семейных отношений», «Контролировать нужно, но ненавязчиво», «Детское упрямство», «Как поощрять ребенка в семье», «Как вести себя с трудным ребенком»,  «Жестокое обращение с детьми», «Агрессию под контроль» и др.

В период смены было проведено анкетирование «Мой лагерь», с цель выявления интересов детей, их увлечений, ожиданий от пребывания в лагере, в ходе которого были выявлены дети, которые не уютно (не комфортно) чувствуют себя в коллективе. С данными детьми были проведены занятия, направленные на формирование умения дружить, общаться в коллективе.

Также была проведена методика изучения степени удовлетворенности жизнью лагеря, которая свидетельствует о высокой удовлетворенности детей пребыванием в пришкольном летнем лагере.

В своей деятельности в пришкольном оздоровительном лагере  специалисты социально-педагогической и психологической службы столкнулись с проблемой работы с родителями, так как большинство из них не могли обратиться за консультацией в связи с тем, что находились на работе, либо из-за отсутствия свободного времени. Вследствие этого было проконсультировано незначительное количество родителей.

Ребята развивали свой творческий потенциал в кружках: «Экология для малышей», «Шашки», «Весёлые нотки». Занятия в кружках помогали развивать способности учащихся, носили воспитательный и обучающий характер.

Ежедневно ребята получали витамины. Следует отметить хорошее разнообразное трехразовое питание, которое было организовано в этом году и помогло ребятам укрепить свое здоровье.

Содержание воспитательного процесса носило веселый, легкий, насыщенный яркими переживаниями характер. Воспитатели, организаторы, сотрудники лагеря, администрация школы старались сделать жизнь детей в лагере разумной, полезной, обучающей, интересной, насыщенной. И настроение детей в конце дня на общелагерной линейке тому прямое подтверждение. А это значит, что воспитательная работа в лагере не оставила детей равнодушными, и мы надеемся, что она принесла положительные результаты.  Каждый ребёнок в достаточной степени смог самореализоваться, развить свои творческие и интеллектуальные способности и интересы.

 

 

      Начальник лагеря                                                          И.В.Сягло