Четверг, 02.05.2024, 17:49
Каникулы с пользой!

 ОЛ «ВИТЯЗЬ» (СШ 9)

Меню сайта
Форма входа
Поиск

Летние каникулы  -  самое    благоприятное время  для развития и  совершенствования  творческого потенциала  детей,  их  личностных возможностей, приобщения к культурным  ценностям, вхождения в систему социальных связей,  удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности. Летние каникулы составляют значительную часть годового объема свободного времени детей, поэтому лето для них – разрядка накопившейся за год напряженности, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья, развития творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, удовлетворение индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности, развлечения, игр, свобода в выборе занятий.

Военно-патриотический лагерь «Витязь» с дневным пребыванием функционировал на базе ГУО «Средняя  школа № 9 г. Лиды», которое много лет сотрудничает с гвардейской 116 штурмовой авиационной базой. Лагерь не случайно носит такое имя. «Витязь» обозначает  храбрый, удачливый воин, доблестный ратник, герой, воитель, рыцарь, богатырь.

Витязь, прежде всего, — патриот и гражданин, для которого служение Отечеству во имя его процветания и защиты самое главное в жизни. Быть витязем — это уметь защищать свое Отечество, свою семью, своих близких, слабых. Быть витязем — это уметь быть спокойным в экстремальной ситуации и выходить из нее победителем. Быть витязем — это служить своему Отечеству, как на гражданском, так и на военном поприще. Именно в нашем лагере воспитатели совместно с военнослужащими гвардейской 116 ШАБ обыкновенным мальчишкам и девчонкам 10-14 лет прививают любовь к Родине.

Лагерь был организован с 1 по 24 июня для 55 учащихся 5-9 классов. Деятельность воспитанников лагеря осуществлялась в двух отрядах по 27 и 28 человек. Были охвачены дети из многодетных семей, неполных семей.

Дети получали полноценное 3-ёхразовое питание: калорийные завтраки и обеды, полдник, включающий свежие фрукты, кондитерскую продукцию. Проводилась витаминизация учащихся. 

С учётом возрастных особенностей ребята были распределены на 2 отряда «Звёздный», командир Шостак Владислав и «Алые паруса», командир Рощин Кирилл. Лагерь занимал рекреацию на  1 этаже  и спортплощадку. В распоряжении ребят была мультимедийная установка и проектор, большой набор дисков, компьютер.

Опытные воспитатели Адалевский Ч.С., Лотаревич Т.Ф., Курило С.В., Букатин М.С., Корчевская И.П., Филинович Т.В., Юшкевич В.И. под руководством начальника и зам. начальника лагеря Мальчук Н.Н. и Корган Г.Ф. организовали разностороннюю творческую деятельность, создавали условия для оздоровления и развития каждого ребёнка.

Лагерь работал по проекту «Почётный лётчик».   Смена была организована в форме сюжетно-ролевой игры «Последний герой». В лагере на 18 дней  2 отряда становятся экипажами самолётов со своими названиями, девизами и символикой. Участники являются одной командой. Отряд – это экипаж самолёта, входящий в команду. Главной целью экипажей является получение шеврона, который в конце каждого дня любой экипаж может получить от командира  лагеря за определённые заслуги и качества, проявленные в ходе испытаний и приключений.  С первых дней пребывания в лагере  все участники смены погружаются в игровую легенду о том, что пребывание в лагере – это настоящая служба в армии. В холле лагеря размещена карта полётов, соединенных маршрутом, по которому ребятам нужно пройти-пропутешествовать за время пребывания в лагере. Задача каждого экипажа – собрать как можно больше шевронов, что помогает выявить лучший экипаж, лучшего военнослужащего, которому присваивается звание «Почётный Лётчик».              

В основу реализации проекта были заложены разнообразные формы и методы работы. Каждый день лагерной смены имел тематику и был построен на основе традиционных дел. Работа велась по направлениям:

  • физкультурно-оздоровительное

С целью укрепления здоровья детей ежедневно проводились утренняя зарядка «Проснись и пой», минутки здоровья, которые учили ребят правильно ухаживать за зубами, контролировать осанку, определять правильные, полезные и опасные продукты для человека. В рекреации был оформлен «уголок здоровья» по теме «Вредные привычки».

Проведены профилактические мероприятия по вопросам отрицательного воздействия табакокурения, алкоголя, спайсов на организм детей и подростков (КВН «Весёлый взгляд на вредные привычки», минутка здоровья «Сигарета – ароматный реактор?», конкурс рисунков «Мы выбираем спорт, здоровье, жизнь» Эти мероприятия были направлены на пропаганду здорового образа жизни и на воспитание чувства ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих

Опрос, проведённый среди воспитанников лагеря по анкете «Основные аспекты здорового образа жизни» показал что, воспитанники лагеря соблюдают режим дня, не курят, не употребляют алкоголь, в свободное время занимаются спортом, встречаются с друзьями, играют в компьютерные игры, придерживаются правил питания, соблюдают правила личной гигиены.

 Спортивные склонности воспитанники могли  реализовать при организации подвижных, спортивных игр, участии в соревнованиях по типу Малые Олимпийские игры. Игры были организованы как учителем физкультуры, так и самостоятельно. Ежедневно группа ребят играла в минифутбол, волейбол, баскетбол, теннис и др.

  • патриотическое направление

Это направление включает в себя все мероприятия, носящие патриотический, исторический и культурный характер. Мероприятия этого направления  воспитывают в воспитанниках патриотизм, любовь к родному краю, чувство гордости за свою страну, за ее историю и культуру. Так как шефами лагеря «Витязь» является гвардейская 116 штурмовая авиационная база, то работа была направлена на взаимодействие с воинской частью. В рамках совместного воспитания школой и армией  подростков на территории воинской части прошли некоторые мероприятия: посещение комнаты боевой славы и музея самолётов под открытым небом, посещение аэродрома во время полётов (ребята узнали об устройстве самолёта и парашюта и  о том, как осуществляется связь с пилотом), знакомство с комплексным авиационным тренажёром, разборка и сборка автомата АК-74, посещение солдатской столовой и казармы, строевая подготовка.

Совместно с военнослужащими в лагере были проведены линейка-реквием «Мы эту память сохраним» и летний вариант военно-спортивной игры «Зарница», посвящённой началу Великой Отечественной войны. 4 сборные команды соревновались на таких станциях как  «Меткий стрелок», «Переправа»,  «Весёлая нотка», «Поиск», «Пионерская», «Лабиринт», «Водоносы» и «Силачи». Решающим испытанием было перетягивание каната.

С особым энтузиазмом мальчики лагеря принимали участие в шоу-программе «Курс молодого бойца», а девочки - «армейский футбол». Воспитанники  посетили паровоз-памятник подпольщикам-железнодорожникам и  Курган Славы, Мемориальный комплекс воинам-авиаторам в Южном городке, музей «Память» (сш № 9), музей воинам-подводникам (сш № 10). Яркими и правдоподобными были рисунки ребят на тему «Спасибо солдатам Победы за то, что не знаем войны».

  • досуговое направление

Работники лагеря старались сделать полезным и  разнообразным отдых детей: были проведены экскурсии на спасательную станцию на озере Лидское, в воинскую часть, на ООО «Лидаагропромаш», Лидское ТелеРадиоОбъединение, пешие прогулки по городу, посещение городского парка, городской библиотеки, Лидского замка и кинотеатра «Юбилейный». Целью экскурсий было не только развлечение и любопытство, но и профессиональная ориентация детей подросткового возраста. В отрядах также были проведены такие мероприятия как «Любовь с первого взгляда», инсценировка сказок на новый лад, викторины и интеллектуальный марафон, игра «Два корабля», «Крестики-нолики и др.

Яркими и весёлыми стали праздники, посвящённые открытию и закрытию лагеря «Витязь». Песни о лете,  ритмичные танцы, современные переложенные песни на лагерную тематику создавали атмосферу дружбы, взаимопонимания, радости, сплочённости.

В период лагерной смены появились новые традиции. В ходе шоу- программ «Мисс лагеря» и «Мистер лагерь» мальчики и девочки имели возможность раскрыть и проявить свои творческие способности. В первый день смены стартовала игра «Тайный друг». Интересным моментом на закрытии лагеря появилась традиция повязывать ленточку тому, с кем ребята подружились в лагере.

  • экологическое направление

Воспитанники лагеря внесли свой вклад в благоустройство микрорайона Старый Южный городок и территорию вокруг Мемориального комплекса воинам-авиаторам.         

         

  • профилактическое направление

Проверить умение вести себя в экстремальных ситуациях и знание правил безопасного поведения при пожаре позволила тренировочная эвакуация,  проведенная во второй день работы школьного лагеря. Она прошла организованно и быстро, воспитатели и дети показали навыки правильного поведения в чрезвычайных ситуациях. Дополнением к этому была встреча с сотрудниками МЧС. В течение лагерной смены прошли инструктажи по правилам дорожного движения, по профилактике правонарушений, о действиях при укусе клещей, о поведении во время пожара, разъяснительный инструктаж об энтеровирусной инфекции, распространили памятки  юного пешехода и о поведении на воде. Ребята посетили спасательную станцию на Лидском озере.

У воспитанников лагеря была возможность посещать  кружки: «Палитра», где воспитанники продолжали развивать художественные и эстетические умений, «Хозяюшка», где ребята развивали навыки самообслуживания, творческие способности: девочки делали поделки из цветной соли, изготавливали брошки из кожи, «Мои открытия», где ребята занимались исследовательской деятельностью, «Лидер», где ребята имели возможность проявить свои лидерские качества. Любимым занятием всех мальчиков было посещение кружка «Тактика игры».

Уделялось много внимания самоуправлению и лидерским качествам воспитанников - работал орган самоуправления лагеря «штаб командиров», в состав которого входили командиры экипажей, руководители и организаторы игры.

Весь период смены работал психолог: проводил работу, направленную на создание благоприятной обстановки в отрядах и в лагере, на выявление и развитие лучших качеств воспитанников, на развитие умений и навыков, направленных на разрешение конфликтных ситуаций и т. д. Также в лагере работал социальный педагог, деятельность которого была направлена на воспитание юридически грамотной личности, воспитание правовых знаний и т.д.,  не была бы жизнь в лагере такой яркой без работы педагога-организатора, который обеспечил досуг воспитанников.

Следует отметить благоприятный психологический климат, который удалось создать в педагогическом коллективе. Многие вопросы по организации мероприятий решались совместно, с учётом мнений и предложений. Ежедневно с воспитателями проводилась планёрка, где анализировалась прошедшая работа и планировалось следующее дело. Для воспитанников в конце дня подводились итоги, обмен впечатлениями о пройденном дне, что отражалось на «экране настроения» в «военных билетах» воспитанников.

 Умение общаться и понимать других в  жизни человека играет  очень  важную роль, а  взаимопонимание и коммуникабельность на пути становления личности зависит от воспитания ребенка. Поэтому в  этом  направлении  были проведены следующие мероприятия: огонёк знакомства, тренинг «Рисуем свое имя», конкурс рисунков «Портрет друга», конкурс-викторина  «Дружба начинается с улыбки», игра «Мы – друзья, рисунки на асфальте.

   Развитию познавательных способностей и приобщению к чтению книг были посвящены  посещения районной библиотеки  и библиотеки воинской части в рамках акции «Беларускую книгу в регионы».                                                            

На последней неделе работы лагеря была проведена диагностика удовлетворённости детей (анкета «Наш лагерь»). Анализ результатов анкетирования показал, что дети и родители довольны деятельностью лагеря, что является положительной оценкой работы всего педагогического коллектива. В последний день воспитанниками лагеря была выпущена газета «Наши отзывы о лагере».  Были подведены итоги игры «Почётный Лётчик»: активные участники  на линейке-закрытии  были награждены памятными сувенирами. Победителями игры стали Шостак Владислав и Куликова Анастасия, которые получили наибольшее количество шевронов.

Учитывая опыт прежних лет, можно с уверенностью сказать, что деятельность  летнего лагеря с дневным пребыванием детей, построенная в форме игры, дает положительные результаты. Ребята, посещавшие летний лагерь стали более коммуникабельными, физически выносливыми, раскрыли свои скрытые таланты, стали активнее в школьной жизни.  Желающих, посещать лагерь много, что говорит о том, что работа ведется в правильном направлении.

   Поставленные цели и задачи были выполнены в результате слаженной работы воспитателей и детей. Вся воспитательная деятельность в лагере была организована в соответствии с планом воспитательной работы на каждый день. Хорошая работа воспитателей способствовала созданию доброжелательной атмосферы в лагере. За время пребывания в лагере ребята очень сдружились между собой. Июнь в лагере «Витязь» для детей нашей школы стал ярким, полезным и веселым.

Результат работы летнего пришкольного лагеря с дневным пребыванием «Витязь»:

•        Укрепление здоровья детей.

•        Улучшение социально-психологического климата в лагере.

•        Укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов.

•        Формирование умений, навыков, приобретение жизненного опыта адекватного поведения в экстремальных ситуациях через сотрудничество с учреждениями дополнительного образования.

•        Развитие творческих способностей, инициативы и активности ребёнка.

•        Привитие навыков самообслуживания.

•        Повышение чувства патриотизма, уважение к родной природе